Форум » История, философия, социология и культурология » Волокитина Н.А. Знаковый образ «утки» в традиционной культуре коми (зырян) » Ответить

Волокитина Н.А. Знаковый образ «утки» в традиционной культуре коми (зырян)

admin: Тема: Знаковый образ «утки» в традиционной культуре коми (зырян) Волокитина Н.А., аспирант кафедры Отечественной истории Сыктывкарский государственный университет Данная статья посвящена образу «утки» в традиционной культуре народа коми (зырян). Коми (зыряне) относятся к финской группе финно-угорских народов и являются коренным населением Республики Коми. Принято считать, что в традиционном мировоззрении финно-угорских народов одно из центральных мест занимает культ водоплавающей птицы. Образы различных водоплавающих птиц (утки, лебедя, гагары) можно объединить в условную группу «утка». Образ водоплавающих птиц широко представлен в космогонических мифах коми (зырян). В космогонии коми исследователи выделяют два основных этапа. На первом этапе создается земля-суша, и герои имеют орнитоморфный облик. Второй этап представлен мифами о происхождении, на этом этапе герои имеют уже человеческий облик. Первый этап является главным и включает в себя две основные версии миросотворения: земля создается из яйца космической птицы (миф о творении из яйца), и земля достается со дна океана водоплавающей птицей (миф о ныряющей птице). Творение мира из яйца, предполагает его качественное преобразование в землю, тогда как во втором случае предполагается количественное увеличение поднятых со дна песчинок или комочков ила до острова материка [1]. Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминировали дуалистические мифы о созидательной деятельности двух богов-демиургов – Ена и Омöля. Мир до его сотворения наиболее часто представляется как безбрежная водная стихия, по поверхности которой плавают боги-творцы: Ен в образе лебедя или утки, а Омöль – гагары. В мифе, записанном в 1923 году П.Г.Дорониным в д. Пронъдор с рукописного списка на коми языке, утка сносит 6 яиц, из которых впоследствии и появляются боги-демиурги (Ен и Омöль) в образе утят, а также сама земля [2]. У коми существует другая вариация мифа, где на поверхности первозданного океана плавали гагара и лебедь, записанная А.С.Сидоровым [3].По еще одной легенде, записанной А.С. Сидоровым в 1913 году в д. Кони на Выми, гагара родилась от плевка ена «бога» и участвовала в создании мира, как двойник-антагонист Ена Омöль. В легенде говориться, что гагаре удалось достать со дна безбрежного моря три песчинки. Ее товарищ ен создал из них землю, человека и всех полезных и добрых существ, а Омöлю дал только отверстие от воткнутого кола. Из этого отверстия, по другой легенде, Омöль вывел в дальнейшем всякую вредоносную тварь [4]. Водоплавающие птицы являются персонажами не только мифологии коми, но и народных поверий, примет, обрядов. Например, лебедь у коми, как у многих других народов, считался птицей особенно чистой, с ярко выраженной женской и брачной символикой. На лебедя коми не охотились. Считалось, что даже за случайно убитого лебедя виновника ждет неминуемая кара [5]. Однако на свадебный стол коми-ижемцы подают цельного лебедя, которого нельзя употреблять в пищу в обычные дни. Иногда лебедь заменялся другой дичью, но обязательно приготовленной целиком [6]. Так же никогда не охотились за гагарой. По представлениям старожилов гагара весьма мстительная птица, она каждому живому существу угрожает: «когда-нибудь заклюю» [2]. Изображения «уток» часто присутствовали в интерьере крестьянских домов и предметах обихода. Так, например, утка изображалась на шестах-флюгерах коми, причем птицы-флюгеры всегда назывались «утка» каких бы птиц они не изображали [7]. По материалам П.Г. Доронина в старинных предметах домашнего обихода коми повсеместно встречались изображения утки: шкафы, божницы и вешалки делались с вырезными мотивом утки [2]. Скульптурные изображения птиц и конских головок, а иногда каких-то фантастических животных украшали охлупни и слеги крыш на многих постройках в деревнях коми. Резные птицы встречались также на оконных наличниках. Это были изображения или водоплавающих птиц, или петухов, которые часто встречались также в вышивках на полотенцах.В форме водоплавающих птиц так же делались ковши для пива (сура) и солонки, причем такие солонки входили в приданое невесты и комплекс предметов благословения невесты и жениха. Почти в каждом доме можно было встретить деревянную солонку в форме утки. На крышке иногда бывают изображены утята. Такими резными солонками в семье очень дорожили, так как они обычно переходили из поколения в поколение [8]. Подобные предметы, выполненные в форме уточки, гуся или лебедя хранятся в фондах Национального музея Республики Коми. Стоит отметить и тот факт, что старинные женские серьги коми представляли собой изображения уток (массивные серебряные «чусы») или утиной лапы, и назывались даже «лапи» [2, 7]. Серьги представляли собой изогнутый стержень, в середине которого находились цветное стекло («камень»), а внизу было прикреплено по четыре подвески в виде птичьих лапок [8]. Кроме того, образы утки, лебедушки весьма распространены в свадебной лирике финно-угорских народов, в том числе коми (зырян). Например, в причитаниях из района Летки, наиболее южного бассейна Республики Коми. Сетуя на свою судьбу, девушка говорит о своей молодости посредством сравнения с молодой птицей: Вольной я была Как утка, как птица, Не плававшая на воде утка, На дерево не взлетавшая птица.[9] Частое обращение к образу «утки» можно объяснить особенностью миросозерцания зырян. По мнению А.С. Сидорова «охотничий быт, постоянная зависимость от результатов удачной ил неудачной охоты привела зырян к выработке соответствующего миросозерцания. Характерной чертой этого миросозерцания являются обряды почитания промысловых животных» [10]. Также вполне возможно почитание и некоторых птиц. Кроме того, отбор именно орнитоморфных образов, может быть связан с природными предпосылками, ведь практически все водоплавающие птицы способны к одомашниванию и ассоциируются с плодородием [11]. Образ «утки» являлся знаковым для коми (зырян), воплощая в себе мифологическую картину мира. Элементы этой картины сохранились до наших дней в предметах традиционного быта, обрядах, фольклоре и мифологии коми (зырян). Литература: 1. Лимеров, П.Ф. Мифы о сотворении мира // Атлас Республики Коми. М.: Издательство «Дизайн. Информация. Картография», 2001. С.202-203 2. Доронин П.Г. Сведенья о занятиях, быте и религии коми народа // НАРК (Нац. архив Республики Коми). Ф.1346. Оп. 1. д.143. Л. 5-8 3. Сидоров А.С. Следы тотемистических представлений в мировоззрении Зырян // Коми Му – Зырянский край. - 1924 - № 1. - с.43-50 4. Сидоров А.С. Идеология древнего населения Коми края // Этнография и фольклор коми (Тр. ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, №13). Сыктывкар, 1972. – с.13 5. Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми: окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар: Коми научный центр УрО Российской АН, 1996. с 21 6. Чудова Т.И. Застольная трапеза в будни и в обрядах коми (зырян) // Музеи и краеведенье. Труды Национального музея Республики Коми. Вып. 5. Сыктывкар, 2004. С.232-239 7. Грибова Л.С. К типологии древних культур // НА Коми НЦ УрО РАН (Научный арх. Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук). Ф.11.оп.1.д.7. Л.2 8. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми XIX- началоXX вв. М., 1958. с. 212, 342, 343, 278 9. Плесовский Ф.В. Свадьба народа коми: обряды и причитания. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1968.с. 223-224 10. Сидоров А.С. Пережитки культа промысловых животных у охотников-коми // Коми Му – Зырянский край. - 1926 - № 5. - С.29-33 11. Бернштам Т.А. Орнитоморфная символика у восточных славян // Советская этнография. - 1982 - №1. - С.22-35

Ответов - 1

Solovey:



полная версия страницы