Форум » Литературоведение » Горобченко И.В. Жанр бестиария в зарубежной литературе: трансформация литературной традиции » Ответить

Горобченко И.В. Жанр бестиария в зарубежной литературе: трансформация литературной традиции

admin: Тема: Жанр бестиария в зарубежной литературе: трансформация литературной традиции Горобченко И.В., к.фил.наук, доцент кафедры литературы ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», Россия, Саранск Статья посвящена проблеме изучения анималистики в англоязычной литературе XVIII – XX веков Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического самосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному миру. В литературе всегда присутствовали образы животных. В литературе «нового времени», в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Зачастую человек «проверяется на человечность» отношением к животному. В литературе XIX века преобладают образы домашних животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. В XX веке получили распространение образы диких животных. Исчезло преклонение перед зверем, но вновь появляется мотив «братства человека и животного». Именно «литературные животные» могут сделать то, чего не могут люди: они могут увидеть жизнь людей под совершенно недоступным человеку углом зрения, они могут увидеть и показать нам наше существование таким, каким мы его сами увидеть не можем. Более того, они могут достичь тех совершенств, к которым мы стремимся, но которые для нас все-таки недостижимы, они могут проникать в такие области физические и материальные или духовные, в которые человеку довольно трудно проникнуть. Животные - это очень удобные проводники авторской мысли. Первоначально, на протяжении многих веков, использование животных было, в основном, притчевого, басенного характера. Отдельные животные были воплощением человеческих недостатков или достоинств (львы, орлы). Например, одна из самых замечательных, поистине классических американских детских книг для детей - это «Паутина Шарлоты» Э. Уайта. В английской литературе примерно со времен Дж. Свифта, с XVII-XVIII веков, мы все чаще встречаем животных (или других фантастических существ) в качестве наблюдателей и судей человеческой жизни (например, четвертое путешествие Гулливера). В литературе США существует своя традиция анималистической литературы. Cамая знаменитая американская литературная собака - это Бак, герой «Зова предков»Дж. Лондона. В странах Европы значительно большей известностью пользуется «Белый клык». Эти два сочинения с точки зрения судеб главных героев совершенно зеркальны. Белый клык движется от относительной дикости к цивилизации. А Бак от абсолютно цивилизованной собаки движется на зов предков. Пожалуй, никто из героев Дж. Лондона так не близок к ницшеанскому идеалу сверхчеловека, как этот пёс. Творчество художников-анималистов знаменует светлую сторону человеческого отношения к миру живой природы, воплощает глубоко прочувствованную истину, что зверь – не противник человеку, а брат по земному бытию. Чтобы состояться в анималистическом жанре, художнику необходимо обладать той отстраненностью от суетности людского мира, что позволяет вступить в доверительный диалог с природой, выражая в своем творчестве образ, наполненный проникновенным, эмоциональным звучанием. Многообразие и красота животного мира влекут и требуют полного, глубокого погружения. Эти авторы по-разному решают проблему использования анималистки в своих произведениях. Но оба автора сходятся во мнении, что боль, причиняемая животному миру, все более становится не только нравственным укором человечеству, но и угрожающим знаком его собственного падения и гибели.

Ответов - 1

Dina: esli est prodoljenie u stati xotelos bi ee dochitat ochen interesno spasibo moi mail dbudoyan@yahoo.com



полная версия страницы