Форум » Литературоведение » Толкачёва В.С. Поэтика романтизма и фэнтези » Ответить

Толкачёва В.С. Поэтика романтизма и фэнтези

admin: Тема: Поэтика романтизма и фэнтези Толкачёва В.С., аспирант кафедры литературы Ульяновский государственный университет, Издательский центр В массовой литературе России, Европы и США конца XX – XXI вв. значительное место занимает такое явление, как фэнтези. Наряду с литературными произведениями популярностью пользуются фильмы фэнтези и компьютерные игры, в Интернете существуют сайты, посвященные фэнтези. Это явление широко распространено в культуре в целом, но литература фэнтези первична по отношению к фэнтези как другим видам культуры. Исследователи фэнтези называют это явление неоромантизмом, подчёркивая тем самым сходство поэтики фэнтези с поэтикой романтизма. В.Л. Гопман отмечает, что герой фэнтези близок романтическому герою: он такой же «одинокий, отверженный, в одиночку борющийся с выпавшими на его долю испытаниями» [3]. На близость фэнтези к романтическим произведениям указывает и О.В. Виноградова: «фэнтези является безусловно романтическим жанром с характерными для романтизма тремя основными линиями романтической типизации: открытием (или созданием) неведомых стран, созданием героических характеров и гимном творческой личности» [2]. Соответственно, возникает проблема сходства романтизма и фэнтези. Безусловно, это разные явления литературы, возникшие в разные эпохи и изображающие разные картины мира. Тем не менее, фэнтези включает в себя и многие черты романтизма, которые в ней трансформируются. В романтизме всех стран можно обнаружить общие черты, и одной из важнейших является неприятие романтиками реальной действительности – развивающегося капитализма и буржуазного общества. М. Тертерян указывает, что «в творчестве всех крупных романтиков детально выявлена резкая и многосторонняя критика буржуазного общества» [6]. Результатом этого неприятия стало так называемое двоемирие – в романтическом искусстве резко противопоставляется реальность и мечта. В.В. Ванслов отмечает, что действительность представляется романтиками как чуждая человеку, идеалом же становится неосуществлённая мечта [1]. Аналогичную точку зрения высказывает и Д.Д. Обломиевский: «в основе романтического мировоззрения лежало представление о существующей действительности как о явлении внутренне противоречивом, дисгармоничном, уродливом» [5]. Исследователь также отмечает, что отрицание существующего сочеталось у романтиков с мечтами об иной, более полноценной жизни. В связи с этим в романтических произведениях появляется фантастика, уводящая от реальности. В романтическом искусстве, помимо фантастики, часто присутствует изображение прошлого. В.В. Ванслов указывает, что романтики искали свой идеал в историческом прошлом и их излюбленной эпохой было европейское средневековье, потому что средневековое рыцарство представлялось им идеалом доблести, героики, чести и благородства. Также, отмечает исследователь, романтики идеализировали античность, первобытную эпоху, но это в их творчестве встречается реже. Что касается русского романтизма, то в его произведениях могло изображаться и европейское средневековье, и средневековье в России (эпоха Ивана Грозного и др.), и XIX век. По мысли В.В. Ванслова, представления о двойственности бытия выражались в произведениях романтизма в тесном переплетении фантастики и реальности. В литературе романтизма возникает особый тип героя. Как отмечает В.В. Ванслов, романтический герой – всегда мечтатель, выделяющийся из окружающей среды и всегда этой средой недовольный. По мысли исследователя, такой герой подвержен меланхолии, тоске, душевным метаниям, пытается осознать причины своих страданий и бороться с окружающей жизнью, но оказывается бессильным что-либо изменить. Поэтому герой часто становится странником, старающимся убежать от неугодной ему среды, но его исход часто заканчивается трагически: герой либо погибает, либо сходит с ума, либо принимает правила неугодной ему жизни [1]. Подобные черты романтического героя отмечает и М. Тертерян: исследователь называет его отчуждённым и противопоставленным миру, а его отчуждённость от реальности – приобретающей размах мировой скорби [6]. Д.Д. Обломиевский называет романтического героя бунтарём, отрекшимся от прошлого. Романтический герой, по мысли исследователя, устремлён в бесконечное и неопределённое, равнодушен ко всему стабильному и полностью оторван от всякой реальной почвы [5]. Близость фэнтези эстетике романтизма заключается в том, что в произведениях фэнтези вымышленный мир противопоставлен реальному. Изображение в фэнтези вымышленного мира есть своеобразный способ ухода от реальности. В такой литературе отсутствует противопоставление реальности и идеала как таковое, но в вымышленном мире фэнтези добро побеждает зло и герой, как правило, идеален. Само по себе создание вымышленного мира – определённый протест против реальности. Подобно тому, как романтики создавали произведения, действие которых происходит в вымышленном мире, в далёком прошлом, произведения фантастические, авторы фэнтези создают вымышленный мир, подобный нашему миру в далёком прошлом, мир фантастический, в котором волшебство является естественным для персонажей. Мир большинства произведений фэнтези подобен реальному средневековому. М.И. Мещерякова называет его условно-средневековым. Есть произведения, где изображается реальный средневековый мир (трилогия М. Стюарт о Мерлине). В одной из разновидностей фэнтези – славянской фэнтези – изображается не условно-средневековый мир, а дохристианская эпоха на Руси – ещё более далёкое прошлое реального мира. Именно дохристианская Русь становится предметом изображения Е. Дворецкой, О. Григорьевой, Ю. Никитина, Л. Бутякова и других авторов славянской фэнтези. В творчестве М. Семёновой романы-фэнтези разделяются на два типа – в романе «Валькирия» изображается реальный дохристианский мир, в других романах (цикл «Волкодав», «Там, где лес не растёт», «Бусый Волк») изображается вымышленный мир, подобный реальному дохристианскому, так что его можно назвать условно-историческим. Таким образом, время фэнтези оказывается замкнутым прошлым, «островным» временем (термин Д.С. Лихачёва). Также стоит отметить, что подобно романтикам, авторы фэнтези используют национальный фольклор в своих произведениях. В.Л. Гопман, М.С. Галина, М.И. Мещерякова отмечают, что фэнтези восходит к фольклорной волшебной сказке, героическому эпосу, а также к архаическому мифу, к которому романтики также обращались. В фэнтези используются фольклорно-мифологические мотивы и образы, кроме того, само создание вымышленного мира является авторским мифотворчеством. Е.М. Мелетинский указывает, что «кардинальная черта мифа – сведение сущности вещей к их генезису. Описать окружающий мир – поведать историю его первотворения» [4]. Авторы фэнтези не просто создают вымышленный мир, но часто описывают его историю. В этом вымышленном мире наравне с людьми живут и фантастические существа, главным образом, заимствованные из европейской мифологии и фольклора (эльфы, гномы, гоблины, драконы и др.). Реже в фэнтези появляются фантастические существа – плод авторского вымысла (хоббиты у Дж.Р.Р. Толкиена, симураны у М. Семёновой). Героями славянской фэнтези становятся славянские боги и существа из славянской мифологии и фольклора (реже – вымышленные боги, подобные славянским, как у М. Семёновой). В фэнтези налицо обращение к национальной мифологии и фольклору. В фэнтези трансформируется и образ романтического героя. Если рассматривать его характер, то можно обнаружить, что герой фэнтези не является мечтателем, живущим только идеалами, у него не так ярко выражены душевные метания и бурные страсти. Своеобразно выражен его конфликт с окружающим миром. Герой борется со злом, угрожающим его миру, и конфликт часто ограничивается этой борьбой. Враждебная герою среда часто воплощается в том зле, с которым он борется. У героя всегда есть враги, но есть и друзья, которые его поддерживают в его испытаниях. Тем не менее, герой фэнтези достаточно одинок и отделён от своих друзей. Несмотря на их помощь, он достигает своей цели, выполняет своё предназначение в одиночку. Кроме того, герой может оказываться в конфликте с окружающим миром (особенно это свойственно героям Е. Дворецкой и О. Григорьевой). Даже если конфликта нет, герой фэнтези чем-либо выделяется из всех остальных персонажей, оказывается избранным для совершения своего подвига. Мир часто враждебен для героя. Герой неизменно подвергается опасности, его жизнь трудна, однако у него отсутствует стремление к новым формам жизни как таковое. Он избавляет мир от грозящей этому миру опасности, и в этом заключается его борьба за новую жизнь. Но эта борьба продиктована не субъективным желанием героя, а объективной необходимостью. Если бегство романтического героя из привычной среды является его разрывом с окружением, кульминацией отчуждения (утверждение Ю.В. Манна), то уход из дома героя фэнтези означает его стремление помочь своему миру и окружению, спасти его от угрожающего зла. Своеобразно романтический характер трансформируется в славянской фэнтези. Герой произведений этого течения больше отчуждён от окружающего мира, чем герой западно-европейской фэнтези, больше отличается от окружающих персонажей и больше погружён в себя. Именно в славянской фэнтези герой резко выделяется из общества, в котором живёт. Огнеяр у Е. Дворецкой – оборотень, которого боятся люди и которому приходится доказывать, что он не злодей. Егоша у О. Григорьевой нечаянно убивает друга и постепенно отчуждается от людей. Зима у М. Семёновой отличается от своих сестёр физической силой, и при этом героиня мечтает о настоящей любви, чем вновь выделяется среди окружающих. Герой славянской фэнтези редко спасает мир (Громобой у Е. Дворецкой разыскивает осколки чаши Годового Круга, чтобы пришла весна и люди не погибли от голода; Волкодав у М. Семёновой уничтожает каторгу в Самоцветных горах). В основном, герой ищет своё место в жизни, пытается преодолеть отчуждение, возникающее между ним и окружающими персонажами. В итоге он достигает своей цели, обретает счастье, но не приспосабливается к окружающей среде, сохраняет свою индивидуальность. Таким образом, можно заметить, что фэнтези имеет много общего с романтической литературой. Нельзя назвать фэнтези прямым её продолжением, однако в фэнтези своеобразно трансформируется романтическое двоемирие, романтическая фантастика, романтический герой. Литература фэнтези заметно отличается от литературы романтической, но сохраняет многие её мотивы и образы. Список литературы 1. Ванслов В.В. Эстетика романтизма – М., 1966. – 404 с. 2. Виноградова О.В. Что им нужно в другом мире? // Библиотека в школе (приложение к «1 сентября») – 2001 – № 10. – С. 16-18. 3. Гопман В.Л. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина – М., 2001 – С. 1161-1164. 4. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа – М., 2000. – 407 с. 5. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм – М., 1947. – 356 с. 6. Тертерян М. Романтизм как целостное явление // Вопросы литературы – 1983 – № 4. – С. 151-181.

Ответов - 0



полная версия страницы