Форум » Языкознание » Дюпина Ю.В. Семантика белого и черного цветов в поэзии В.Высоцкого » Ответить

Дюпина Ю.В. Семантика белого и черного цветов в поэзии В.Высоцкого

admin: Тема: Семантика белого и черного цветов в поэзии В.Высоцкого Дюпина Ю.В., ассистент кафедры иностранных языков Тюменский государственный архитектурно-строительный университет В результате многолетних исследований лингвисты построили своего рода иерархию цветовых обозначений в разных языках. Так, по мнению Т.А. Михайловой, «минимальным набором» являются слова, обозначающие белый (светлый) и черный (темный) [Михайлова 1996: 48]. Следовательно, именно эти цвета являются основными. В языке может не быть обозначений для остальных оттенков Люди, владеющие этим языком, могут вообще не различать другие цвета, но белый и чёрный они обязательно назовут и распознают. Белым цветом маркируются у Высоцкого разнообразные предметы и явления реального и ирреального мира. Белый цвет – цвет зимы, льда, смерти, кожи человека, больничного халата, ангелов и лебедей. Цветовое и световое значение оживает у Высоцкого в устойчивом сочетании «белый свет»: Как хорошо устроен белый свет! – Меня вчера отметили в приказе: Освободили раньше на пять лет, - И подпись: «Ворошилов, Георгадзе». («Мы вместе грабили одну и ту же хату…») Что нам слава, что нам Клава – Медсестра – и белый свет!.. Помер мой сосед, что справа, Тот, что слева, - ещё нет. («Песня о госпитале») Покажу вам «козью морду» настоящую в лесу, Распишу туда – сюда по трафарету, - Всех на роги намотаю и по кочкам разнесу, И ославлю по всему белу свету. («Песня про козла отпущения») В поэзии Высоцкого белый цвет часто получает традиционную интерпретацию, где он имеет позитивное содержание. В «Балладе о двух погибших лебедях» действие разворачивается в двух пространствах - земном и небесном. Характерно, что при описании небесного пространства белыми являются лебеди, которых поэт сравнивет с белыми ангелами: Ну и забава у людей – Убить двух белых лебедей!.. Она жила под солнцем – там, Где синих звезд без счета... Ты воспари – крыла раскинь – В густую трепетную синь... Двум белым ангелам сродни, К земле направились они. Белый цвет в этом стихотворении несёт семантику чистоты и нежности, невинности, любви и страсти. Это ощущение подтверждается и выбором слов для описания земного пространства: здесь нет наименования темных цветов, но строки: Трубят рога: скорей, скорей! И копошится свита. Душа у ловчих без затей, Из жил воловьих свита явно контрастируют с описанием любви белых лебедей. «Песня про белого слона» насыщена цветообозначениями белого (12 номинаций со значением белого в контексте). В нем также присутствуют цветообозначения серого («серые слоны», «собратья серые»). «Песня про белого» слона представляет собой яркий пример произведения, где реализуется оппозиция «белый – серый». Серый здесь имеет значение посредственности, заурядности, обычности, в то время как белый, напротив, - исключительности. Белый цвет опять же приобретает позитивное содержание: белый приносит счастье, он - «белая ворона» среди «собратьев серых». В стихотворении «Иван да Марья» белый цвет передаёт семантику радушия и гостеприимства: Тагара – матагара, Вот какая ярмарка: Празничная, вольная, Белохлебосольная. Но семантика белого в творчестве Высоцкого далеко не всегда позитивна, «что в известной мере противоречит литературной (и общекультурной) традиции» [Купчик 2006: 142]. В стихотворении «Гололёд» белый цвет несёт в себе семантику обреченности, статичности и смерти. Автор рисует картину зимнего пейзажа, используя практически только одну примету этого времени года – гололёд: Гололёд на Земле, гололёд – Целый год напролет гололёд. Гололёд, гололёд, гололёд – Целый год напролет, целый год. Нагнетание одного образа позволяет зрительно представить картину в белых тонах. В древней христианской символике белый цвет – символ причастности к ангельскому чину, лику блаженных, святых и т.д. Этот цвет традиционно обозначает чистоту, невинность и торжественность. В контексте же стихотворение «Гололед» он приобретает иную семантику. На самом деле, как утверждает Л.Н. Миронова, белый «неразделим с идеей абсолютного покоя, холода и пустоты, эквивалентом которого является смерть» [Миронова 1993: 174]. Поэтому белый – это и цвет погребальных саванов (как в нашем случае: «В саван белый одета планета // Люди, падая, бьются об лёд»), привидений, траурной раскраски и одежды у некоторых народов. Сложная семантика белого реализуется и в другом произведении, где поэт снова рисует картину зимнего пейзажа – «Проделав брешь в затишье...». На этот раз белый цвет зимы, снега, позёмки, мороза и вьюги практически равняется темному цвету: И битва идет с переменным успехом: Где свет и ручьи – где позёмка и мгла... А в зимнем тылу говорят об успехах, И наглые сводки приходят из тьмы. Это стихотворение является ярким примером того, когда белый (светлый) и черный (темный) являются контекстуальными синонимами. «Белые рати зимы» приходят из тьмы и мрака, они же «бросают белый флаг», а мороз «играет с вьюгой свадьбу» (свадьба тоже несет в себе скрытую косвенную семантику белого), которая оказывается вовсе и не свадьбой, а дьявольским шабашем. Два основных цвета – белый и черный «как в древности, так и в другие времена часто выступают в роли мифов, то есть знаков, неразделимых с означаемым (ещё не разделившихся или вновь воссоединенных волей художника» [Миронова 1993: 174]. Именно в этом аспекте следует воспринимать представленную в творчестве Высоцкого оппозицию «черный – белый». «Универсальная для всех времён и культур оппозиция, предопределённая антонимическими свойствами данных цветовых слов в их переносных и символических значениях» [Зубова 1989: 117] получает у Высоцкого традиционную интерпретацию, когда чёрное имеет негативное содержание, а белое – позитивное. Более того, Высоцкий, как истинный художник слова, использует эти два цвета для достижения эффекта контраста, с помощью которого при чтении стихотворения возникает яркий зрительный образ. Играя на контрастах, поэт создаёт следующие чёрно-белые образы: Сколько кануло, сколько схлынуло! Жизнь кидала меня – не докинула. Может спел про вас неумело я, Очи чёрные, скатерть белая?! («Старый дом») Шабаш калился и лысел, Пот лился горячо, - Раздался звон – и ворон сел На белое плечо. («Ошибка вышла») Ворон здесь является косвенной номинацией чёрного. Мы подсознательно видим ворона в «черном цвете», тем более что у Высоцкого и в других стихотворениях встречается чёрный ворон («Пусть над нами кружат чёрны вороны, // но он дорог мне и в неволе» («Иван да Марья»). Если белый цвет у Высоцкого амбивалентен, может быть позитивным, и негативным, то чёрный практически всегда негативный. Интересно, что признаком «черноты» Высоцким чаще всего отмечено то, что окружает человека. Черными могут оказаться женщины, лёгкие, сапоги, воронок, очи, повязки на глазах, хлеб, флаг и т.д. Цветообозначение черный нередко употребляется Высоцким по отношению к предметам, олицетворяющим вероломство, насилие и горе: Ушли года, как люди в чёрном списке, - Все в прошлом, я зеваю от тоски. («Посещение Музы, или песенка плагиатора») Часто этим предметом являются «вечные» символы правоохранительных органов: Вот они подъехали – показали аспиду! Супротив милиции он ничего не смог: Вывели болезного, руки ему за спину И с размаху кинули в чёрный воронок. («Песенка-сказка про джина») Армян в браслетах и серьгах Икрой кормили где-то, А друг мой в чёрных сапогах – Стрелял из пистолета. («Открытые двери больниц, жандармерий…») Где твой черный пистолет? На Большом Каретном. («Большой Каретный») Зловещий смысл чёрного цвета подчёркнут использованием в качестве цветонаименований глагольных форм с негативной семантикой. Обычно они употребляются в значении «обманывать», «порочить» или «угасать», «болеть»: Чернели женщины от горя, Как плодородная земля, - За ними вслед чернели горы, Себя огнём испепеляя. («Водой наполненные горсти…») Знаю я, своих друзей чернить неловко… («Татуировка») Обозначения чёрного цвета встречаются у Высоцкого, как ни странно, при упоминании предметов поклонения верующих людей (икон). В стихотворении «Старый дом» «черная копоть» под иконами олицетворяет зло, невежество и безбожие: О таких домах Не слыхали мы. Долго жить впотьмах Привыкали мы – Испокону мы в зле да в шёпоте, Под иконами в чёрной копоти. Итак, мы видим, что в поэзии Высоцкого реализуются традиционное символическое противопоставление белого и черного цветов. В художественном творчестве поэта преобладают более поздние представления о белом цвете как показателе чистоты, молодости, радости, доброты, а о чёрном – как символе зла, несчастий и траура. Но тем не менее подобные сочетания двух диаметрально противоположных начал белого и чёрного, положительного и отрицательного, светлого и тёмного в одновременном противопоставлении повлияло на значение одного из двух цветов. А именно: семантика белого подверглась модификации, переосмыслению, что объясняется амбивалентностью значений белого цвета. Поэтому белый цвет в палитре Высоцкого нередко может быть сопряжён с горем и смертью, то есть быть синонимичным черному. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Михайлова Т.А. Кровь на снегу // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. №2. – М., 2003. – №5. – С.48-55. 2. Купчик Е.В. Картина образного мира Александра Городницкого. – Тюмень: Мандр и Ка, 2006. 3. Миронова Л.Н. Учение о цвете. Минск: Высш. шк, 1993.

Ответов - 2

Bublikova: Я очень внимательно прочла Ваш доклад. Работа показалась мне очень интересной и содержащей в себе потенциал для дальнейшего изучения. Но мне показались неясными ее цель и возможность применения на практике.

Наталия: Автор пишет:Цветообозначение черный нередко употребляется Высоцким по отношению к предметам, олицетворяющим вероломство, насилие и горе...Часто этим предметом являются «вечные» символы правоохранительных органов: 1. Вот они подъехали – показали аспиду! Супротив милиции он ничего не смог: Вывели болезного, руки ему за спину И с размаху кинули в чёрный воронок. («Песенка-сказка про джина») 2. Армян в браслетах и серьгах Икрой кормили где-то, А друг мой в чёрных сапогах – Стрелял из пистолета. («Открытые двери больниц, жандармерий…») 3. Где твой черный пистолет? На Большом Каретном. («Большой Каретный») Несколько удивлена подобной трактовкой. 1. Посмотрим в словарь. Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 го модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета. Воронок не мог быть другого цвета! 2. 3. Черный цвет сапог, черный цвет пистолета - вполне реалистичны. В 1978 г. (год написания «Открытые двери больниц, жандармерий…») думаю , что и во Франции основным цветом сапог был черный. Да и пистолеты, как правило, черного цвета.



полная версия страницы