Форум » Педагогика и психология » Кузьмина О.В. Диагностика личностной организации времени » Ответить

Кузьмина О.В. Диагностика личностной организации времени

admin: Тема: Диагностика личностной организации времени Кузьмина О.В., к.псих.наук, доцент кафедры общей психологии Уральский гуманитарный институт (УрГИ), г. Екатеринбург Психологический анализ системы профессиональной деятельности показывает, что временной фактор пронизывает все компоненты предметных действий. Любые действия представляют собой систему движений, последовательно распределенных во времени. В отечественной и зарубежной психологии выполнено множество исследований, посвященных анализу различных особенностей временной организации профессиональной деятельности. Так, например, имеются данные, раскрывающие особенности действия летчиков, операторов в ситуациях временного дефицита и в экстремальных условиях, определяются способы принятия решения в различных ситуациях, выделяются оптимальные характеристики работоспособности человека. Время, вернее умение человека его рационально использовать, является необходимым условием успешной трудовой деятельности. Временной режим работы во многих профессиях задается руководителем, самим технологическим процессом. Это внешне заданное для работника время и он должен подчиниться ему, точно вписать в график и сроки. Но есть профессии, где доминантой выступает внутренняя, самостоятельная организация труда во времени. «Через умение-неумение самоорганизоваться в деятельности с различными временными параметрами, через наличие или отсутствие способностей оптимально организовать и использовать свое время в деятельности, проявляется мера реального овладения временем в целом, мера активности личности» [5]. При профессиональном отборе специалистов на ту или иную должность на сегодняшний день необходимо знать его особенности временной организации. На современном этапе разработки проблемы временной организации личности существует несколько подходов к ее исследованию. Каждый подход имеет свою методологию и методическую базу. В рамках событийного подхода внимание акцентируется на исследовании причинно-целевого компонента жизненного пути. Изменение параметров временной перспективы позволяет оценить благоприятные и неблагоприятные факторы развития личности и ее жизненного пути. Среди психологических методик исследующих проблему в ремени в данном контексте можно выделить следующие: методика «Временные децентрации» (авторы Е. И. Головаха, А.А.Кроник), направленная на изучение временной направленности личности; методика «Шкалы переживания времени» (авторы Е. И. Головаха, А.А.Кроник), позволяющая изучить переживание времени через эмоциональное отношение к нему; методика «Семантические ассоциативные связи» (авторы О.Н. Кузнецова, А.Н.Алехин, Т.В. Самохина, Н.И.Моисеева) позволяет оценить чувство времени и его временных центраций; методика «Инверсия удаленности. Формирование списка событий» (авторы Е. И. Головаха, А.А.Кроник) позволяет определить вес будущего во временном поле личности, характеризивать содержание будущего и временной перспективы сознания; методика «Оценивание временных интервалов» (авторы А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров) позволяет оценить насыщенность пятилетий жизни значимыми событиями через анализ продолжительности жизни, степени реализованности, психологического возраста [3]. И.Л.Соломиным была разработана проективная методика рисуночных метафор «Жизненный путь». Она предназначена для диагностики представлений человека о своей жизни, определения целей и планирования путей их достижения. Данная методика привлекает внимание благодаря простоте и доступности процедуры проведения, целостности и многообразию получаемой информации. Однако использованию данного рисуночного теста в качестве измеряемого инструмента для широкого круга специалистов препятствует сложность в интерпретации и недостаток информации о надежности и валидности. В рамках концепции субъективно-переживаемого времени работал Ж.Ньюттен. Именно он в качестве основных характеристик временной перспективы назвал протяженность и содержательность планов. Ньюттен, опираясь на принцип незаконченных предложений, разработал метод мотивационной индукции (МIM). Данный метод позволяет измерить удаленность и насыщенность во времени событий будущего [7]. Данные методики позволяют исследовать временную линию жизни через события. Однако авторам перечисленных методик не удалось связать внешние события с внутренними и соотнести временную периодизацию с субъективным личностным временем. Проблема временной организации деятельности исследуется через показатели саморегуляции личности. О.А. Конопкин и В.И. Моросанова в своих работах обосновали концептуальную позицию о том, что осознанная саморегуляция – это системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующий достижение принимаемых человеком целей [4]. Для диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции был разработан опросник «Стилевые особенности саморегуляции поведения (ССП-98)» (авторы В.И.Моросанова, Е.М. Коноз) [6]. Данная методика содержит несколько шкал в соответствии с основными регуляторными процессами целеполагания, планирования, моделирования, программирования, оценки результатов. В дальнейшем на основе данного опросника разработана методика диагностики особенностей самоорганизации «Диагностика особенностей самоорганизации – 39 (ДОС-39)» (автор А.Д. Ишков) [2], позволяющая определить уровень выраженности основных компонентов самоорганизации, обуславливающих успешность учебной деятельности. В рамках личностного подхода к исследованию временной организации личности имеется ряд методик направленных на диагностику временной организации, личной перспективы, активности личности, соотношении сознательного и бессознательного в восприятии и переживании времени (В.И.Ковалев, Л.Ю.Кублицкене, В.Ф. Серенкова, О.В.Кузьмина, Т.И.Березина и др). Данные методики разработаны в эмпирических исследованиях для доказательства определенных гипотез, являются малоизвестными и недоступными широкому кругу психологов. Несмотря на большой набор методического инструментария диагностирующего временные особенности личности, в психологии отсутствует методика комплексного анализа времени личности. В представленной работе предпринята попытка решить данный вопрос. В рамках психологического исследования была разработана и стандартизирована методика «Психологическое время личности». Теоретической основой методики явилась концепция К.А. Абульхановой-Славской личностной организации времени. Под личностной организацией времени понимается психовременная организация личностного сознания и самосознания взрослого человека и временная регуляция личностью своего поведения, деятельности и общения в процессе осуществления индивидуальной и групповой жизнедеятельности [1]. Структура методики включает три направления: 1)осознание времени; 2)переживание времени; 3)организация деятельности во времени. Анализ психологического времени осуществляется в соответствии с данными направлениями. Разрабатываемая методика включает в себя 128 утверждений, входящих в три шкалы, включающих семь субшкал. 1) Шкала “Восприятие и переживание времени”: а)Субшкала “Жизненная линия” - информирует об особенностях направленности личности в прошлое, настоящее, будущее. б)Субшкала “Переживания времени” – изучает особенности временных переживаний личности. 2) Шкала “Организация деятельности”: а)Субшкала “Целеполагание”- информирует о системе целей человека. Определяет частоту постановки целей в жизни. Уровень осознанности и выполнения данных целей. б)Субшкала “Планирование”- направлена на изучение способов планирования жизни и деятельности человека. в)Субшкала “Организация” - характеризует особенности организационного проектирования и последующей организации деятельности. Данная шкала определяет доминирующий режим деятельности человека. Уровень осознанности организации деятельности. г)Субшкала “Контроль” – вскрывает механизмы контроля выполнения деятельности. Определяет частоту осуществления контрольных функций в работе. 3) Шкала “Отношение к жизнедеятельности”: а)Субшкала “Отношение к жизнедеятельности” - говорит о способности жить осмысленно и находить смысл в настоящем, ощущать продуктивность прожитой части жизни. Данная методика предназначена для диагностики временных особенностей взрослого человека. Система обработки построена на определении одного из трех уровней (потенциальный, основной, оптимальный) развития и функционирования измеряемого показателя. Для проверки стабильности диагностического инструментария использовался ретест. Стабильность методики определялась по коэффициенту корреляции Спирмена между результатами первичного и вторичного обследования. Корреляция между первым и повторным обследованием одной и той же выборки является положительной по субшкалам “Жизненная линия” (Rs=0,98), “Переживания времени” (Rs=0,93), “Организация” (Rs=0,63), “Контроль” (Rs=0,8) при Р<0,01 Rsкр.=0,56, так как Rsэмп.>Rsкр.(0,65-0,98>0,56) и по шкале “Отношение к жизнедеятельности”( Rs=0,5) при Р<0,05 при Rsкр.=0,44, так как Rsэмп.> Rsкр. (0,5 > 0,44). Общая ретестовая надежность методики (Rs=0,71) при Р<0,01 Rsкр.=0,56. Полученные коэффициенты по субшкалам и методики в общем (0,5–0,98) близки к необходимой норме можно сделать вывод, о том методика является стабильной. Валидность по объему определялась с использованием таких методик как Шкалы переживания времени (Е.И.Головаха, А.А.Кроник), Временные децентрации (Е.И.Головаха, А.А.Кроник), Смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев), Тест “Организованный ли вы человек?”, Тест “Персональная компетентность во времени”, Методика "Цель-Средство-Результат" (А.А.Карманов), Тест “Способность самоуправления”(Н.М.Пейсахов). Связь между шкалами методик определялась с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Между показателями методики “Шкала переживания времени” и показателями субшкалы “Переживание времени” методики “Психологическое время личности” была найдена корреляционная связь, которая значима при при Р<0,05 Rsкр.= 0,23, так как Rsэмп.>Rsкр. (0,24-0,25>0,23) для показателей "Континуальности-дискретности времени" и "Напряженность времени" и оказалось незначимой для показателя "Эмоциональное отношение к диапозону времени" Rsэмп.<Rsкр. (0,012 < 0,23). Между показателем методики “Временные децентрации” и показателем субшкалы “Жизненная линия” методики “Психологическое время личности” корреляционная связь значима при при Р<0,01 Rsкр.=0,30, так как Rsэмп.>Rsкр.(0,41 > 0,30). Между показателем “Цель” методики «Смысложизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева и показателем субшкалы “Целеполагание” методики “Психологическое время личности”, также показателями “Процесс” и “Результат” данной методики и шкалой “Отношение к жизнедеятельности” была найдена значимая корреляционная связь при при Р<0,01 Rsкр.=0,30, Rsэмп.> Rsкр. (0,32-0,52 > 0,30) Между показателем теста «Организованный ли вы человек?» и показателем субшкалы “Организация” методики “Психологическое время личности” была обнаружена значимая корреляционная связь при Р<0,01 Rsкр.=0,30, так как Rsэмп.>Rsкр.(0,50>0,30). Между показателем методики «Персональная компетентность во времени» и показателем субшкалы “Организация” методики “Психологическое время личности” была найдена значимая корреляционная связь при при Р<0,01 Rsкр.=0,30, так как Rsэмп.> Rsкр.(0,80 > 0,30). Между показателем “Цель” методики "Цель-Средство-Результат" и показателем субшкалы “Целеполагание” методики “Психологическое время личности корреляционная связь значима при при Р<0,05 Rsкр.=0,23, так как Rsэмп.> Rsкр. (0,24 > 0,23). Между показателем “Целеполагание” теста «Способность самоуправления» и показателем субшкалы “Целеполагание” методики “Психологическое время личности”, также показателями “Планирование” и “Критерий оценки качества” данной методики и соответственно с субшкалами “Планирование” и “Контроль” была найдена значимая корреляционная связь при Р< 0,01 Rsкр.=0,30, так как Rsэмп.>Rsкр.(0,51-0,55>0,30) у показателей “Целеполагание”, “Принятие решения”, и значима при при Р<0,05 Rsкр.=0,23, так как Rsэмп.>Rsкр.(0,25-0,27>0,23) у показателей “Контроль”, “Планирование”. По результатам стандартизации методика “Психологическое время личности” является валидной и надежной . Данная методика может быть использована в профотборе для диагностики особенностей временной организации личности, в психологическом консультировании для уточнения проблем клиента. Литература: 1. Абульханова, К.А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с. 2. Ишков, А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности//Диссертация к.пс. н., М. – 2004, 202с. 3. Конопкин, О.А., Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект). Вопросы психологии, 1995, №1, С.6 – 12. 4. Кроник, А.А., Ахмеров, Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008. – 294 с. 5. Кузьмина, О.В. Психологические аспекты временной организации личности и деятельности.- Екатеринбург: УрГИ, 2008.- 122 с. 6. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. – 2002, № 6, С. 5 – 17. 7. Nuttin, J. Future time Perspective and Motivation. 1985.

Ответов - 1

belltat: Спасибо, очень интересная информация. Возник вопрос : Как бы опробовать предлагаемую методику? Где взять стимульный материал, обработку и т.д.?



полная версия страницы