Форум » Педагогика и психология » Попова А. Н., Ларина Е. А. ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР » Ответить

Попова А. Н., Ларина Е. А. ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Попова А.Н.: УДК 74.100.44 Анастасия Николаевна Попова, студентка 5 курса Елена Анатольевна Ларина, кандидат педагогических наук Дальневосточный государственный гуманитарный университет г. Хабаровск, Россия nastik-habarik@mail.ru ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Актуальность проблемы изучения и формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи. Особенности уровней сформированности интонационной и смысловой стороны речи и их взаимосвязь. Ключевые слова: Смысловой компонент чтения. Интонационная сторона речи. Типологические просодико-интонационные ошибки чтения и письма. Смысловая обработка текстовой информации при чтении является одним из трудно осваиваемых видов деятельности. Трудности в овладении чтением испытывают дети, обучающиеся не только в коррекционных, но также и в общеобразовательных классах (Т.А. Ладыженская, Г.П. Фирсов и др.). По данным В.А. Левина, полностью смысл прочитанных текстов правильно понимают лишь 6 % детей младшего школьного возраста [1]. Коррекционные педагоги (Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцев и др.) отмечают, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают специфические сложности в понимании смысла прочитанного. В связи с этим в последнее десятилетие активно стало разрабатываться направление изучения и коррекции именно смысловой стороны чтения у младших школьников с ОНР (Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская и др.), что свидетельствует об актуальности данного вопроса. Анализ литературы по интересующей нас проблеме позволил сделать вывод о наличии связи интонации и смысла, которая наиболее ярко выражается в процессе чтения (Н.И. Жинкин, И.Г. Торсуева, Т.А. Ладыженская и др.) [2, 4]. Базой нашего исследования послужили логопедические пункты МОУ СОШ № 3 и № 43 г. Хабаровска. В эксперименте участвовало 20 учащихся вторых классов, имеющих логопедическое заключение – нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР III уровня. Эмпирическое исследование проводилось в 2009-2010 г. В основу диагностического исследования положена авторская скрининг-диагностика Е.А. Лариной, включающая в себя: диагностику сформированности интонационной стороны речи, изучение сформированности смысловой организации и выразительного оформления диалогической и монологической речи, диагностику сформированности смыслового и выразительного компонента чтения, изучение сформированности семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте, диагностику сформированности смыслового и интонационного анализа текстов изложения и сочинения. Анализ результатов осуществлялся на основе балльно-уровневой системы оценки [3]. Обобщенно опишем результаты, разделив дифференцированно детей на группы с высоким, допустимым и критическим уровнем. 1. Сформированность интонационной стороны речи. Почти половина исследуемых детей имеют допустимый уровень (45 %). При выполнении диагностических заданий у них наблюдались отдельные ошибки. Высокие балльные показатели встречаются наиболее часто при выполнении заданий при исследовании такого компонента интонации, как логическое ударение, а низкие – при изучении тембровой характеристики. Критический уровень характерен для основной массы испытуемых (55 %). У них отмечаются грубые нарушения просодических компонентов, им недоступно выполнение заданий, предполагающих произвольное изменение интонационных характеристик. 2. Сформированность смысловой организации и выразительного оформления диалогической и монологической речи. 70 % детей имеют допустимый уровень сформированности смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи; 75 % – монологической речи. У этих школьников отмечаются единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета; неярко выраженные нарушения тематической организации. Комплекс средств интонационной выразительности у них обычно сформирован недостаточно, внешнее выражение эмоциональной реакции адекватно не во всех случаях, многие дети не могут показать жестами и мимикой настроение изображенных персонажей. Критический уровень характерен для всех остальных учащихся (30 % детей – при обследовании диалога и 25 % – при оценке монолога). У них отмечается грубое искажение основной лини сюжета, подмена реальных событий несуществующими деталями. Средства выразительности ими не используются, внешнее выражение эмоциональной реакции неадекватно. 3. Сформированность смыслового компонента чтения. Допустимый уровень имеют 40 % детей. Они не всегда верно отвечают на вопросы, пересказ осуществляют фрагментарный, с искажениями, испытывают сложности в выделении главной мысли. Критический уровень характерен для 60 % школьников. Главную мысль текста эти школьники обычно не определяют или определяют неправильно; пересказ не осуществляют или осуществляют только с помощью многочисленных наводящих вопросов. 4. Сформированность выразительного компонента чтения. Для всех 20 детей характерен критический уровень. Самыми частыми ошибками явились следующие: отсутствие при чтении пунктуационного знака (среднее количество ошибок у каждого ребенка – 7) и нарушение отграничения речевых единиц при чтении (среднее количество ошибок – 6). 5. Сформированность смыслового и интонационного анализа письменных текстов. Оценка написанных детьми сочинений позволила сделать вывод, что 35% школьников имеют допустимый уровень (сочинения детей развернуты, с нестойкими типологическими просодико-интонационными функционально-значимыми ошибками). 45 % детей имеют стойкие типологические просодико-интонационные функционально-значимые ошибки письма в изложении, что свидетельствует о критическом уровне. Наиболее часто встречаемые ошибки – нарушение отграничения речевых единиц на уровне предложения (около 4 ошибок в тексте). 65 % учащихся по итогам написания сочинения, характерен данный уровень (в их работах отмечаются стойкие типологические просодико-интонационные функционально значимые ошибки). 6. Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте. 25 % учащихся имеют допустимый уровень (в их диктантах около 4 ошибок), для основной массы испытуемых (75 %) характерен критический уровень. Дети допускают множество ошибок, среди них типологические просодико-интонационные функционально-значимые ошибки письма, а также орфографические и дисграфические. На основе представленных параметров мы разделили всех детей на 2 группы – с допустимым и с критическим уровнем сформированности интонационной и смысловой стороны речи. В группе с критическим уровнем оказалось 75 % детей (у них недостаточно сформировано большинство параметров), а с допустимым – 25 % (большинство параметров не нарушено). Математическая статистика с использованием критерия Спирмена, позволила доказать связь между уровнями сформированности интонационной стороны речи и смыслового компонента чтения у детей с ОНР. Дети с критическим уровнем сформированности интонационной стороны речи имели грубые нарушения просодических компонентов, интонационный навык (автоматизированный компонент умений на стадиях формирования, воспроизведения и дифференциации речевых актов) у них не сформирован. При этом у них отмечались типологические ошибки в понимании прочитанного (сложности определения основной мысли, неверные ответы на вопросы и трудности при пересказе текста). Таким образом, дети с ОНР представляют собой довольно разнородную группу по уровню овладения интонационной и смысловой стороной речи. Данные констатирующего среза показали, что большинство детей с ОНР имеют критический уровень сформированности данных параметров (75%). Список литературы 1. Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 1(18). – С. 32–43. 2. Ладыженская, Т.А. Речь. Детская риторика / Т.А. Ладыженская. – М. : ГЕЛЕОС, 2006. – 127 с: ил. 3. Ларина, Е.А. Скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста : учеб.-метод. пособие / Е.А. Ларина. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2011. – 142с. 4. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. – 2-е издание, исправленное. – М. : «ЛИБРОКОМ», 2009. – 112с. UDC 74.100.44 A.N. Popova, student 5 courses E.A. Larina, candidate of the pedagogical sciences The Far Easten State University of Humanities Khabarovsk, Russia nastik-habarik@mail.ru PARTICULARITIES OF THE SEMANTIC COMPONENT OF THE READIND IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT The urgency of the problem of studies and forming the semantic component of reading in primary school children with general speech underdevelopment. The particularities level of formation of intonation and semantic sides speech and their relationship. Keywords: The semantic component of reading. The intonation side speech. General speech underdevelopment. The intonation mistakes of the reading and letter.

Ответов - 29

Катя: Мне понравилось. Понятно написано) а для меня очень актуально) Спасибо за ваш труд.

Надежда Ивановна: Повседневная практика показывает, что данная тема, должным образом не полностью раскрывается при преподавании. На мой взляд статья способствует более легкому восприятию темы для широкого круга как специалистов, так и обучающихся. Хотелось бы, чтобы автор и в дальнейшем реализовывал свою научную деятельность в статьях подобного рода. Моя оценка 5.

Ленчик: Спасибо! Замечательная статья. Видно, что проделана огромная работа.Удачи автору!


Алёна Малгина: Спасибо вам А.Н. за проделанную работу! Ваш труд имеет особое значение при планировании направлений коррекционной логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи младших школьников! С уважением, Малгина А.А.

Попова А.Н.: Именно на эту тему была моя курсовая работа....диплом уже по формированию....

юлия1986: очень полезная и достойная статья!!!!действительно понравилось

vita_log: Спасибо автору за полезную и интересную статью! Уверена, что пригодится в работе, ведь количество детей с нарушениями чтения и письма неуклонно растет.

Dinara: Актуальная и интересная тема! Успехов в дальнейших исследованиях!

Лена: Спасибо , Анастасия за Ваш труд. Убедительно , аргументировано, классно , достойно самой Высшей оценки!!!!! Желаю расти и развиваться, благо есть потенциал !!!!!!!!!!

Ника: Статья очень понравилась! Очень интересно, подробно и ясно написано... Спасибо автору!

Катанова Н.М.: Очень интересно, а самое главное - актуально! Молодцы! Очень сложно найти достойный материал по данной теме. Будем ждать продолжения.

Лена С.: Анастасия, спасибо! Очень хоршая статья! Тема актуальна и интересна. Я начинающий логопед, подчеркнула много полезного для себя! Отлично!!!

Ксения: Занимательные данные. Буду знать на что обращать внимание при работе с такими детками. Огромное спасибо.

svetnikav: Тема очень актуальная в школьной логопедии. Думаю, работа будет интересна и полезна всем логопедам, работающим с младшими школьниками. Спасибо молодому автору за труд! Удачи и дальнейших успехов!

Гончарова: Вопрос особенностей смыслового компонента чтения у младших школьников с ОНР очень своевременно поднят.До сих пор как школьному логопеду приходилось работать по МРВД Корнева.Цифры не менее шокирующие,т. к. до сих этот вопрос в логопедии мало кем изучался настолько подробно.А работа авторами видно проделанна не маленькая.А если будет найдено решение этой проблемы,то можно будет говорить и о профилактике этого нарушения.Поэтому перспективы этой работы огромные,авторам так держать!!!Насте не останавливаться на изучении проблемы после окончания ВУЗа,а продолжить исследования в изучении этого вопроса и помочь нам,практикующим логопедам в работе со школьниками.Статья очень понравилась,хотелось бы продолжения по приёмам коррекционной работы с такими детьми.Спасибо авторам за работу.

белсвет: Изучение и коррекция смыслового компонента чтения у младших школьников с ОНР является ведущим вопросом на сегодняшний день в преодолении дислексии. Понимание прочитанного текста затруднено не только у детей с речевыми нарушениями, но и у учащихся с логопедической нормой. Статья будет интересна логопедам школ и учителям начальных классов. Спасибо автору! С уважением, Белянцева С.П.

Попова Настя: По коррекции у меня уже есть своя собственная программа на 50 листов =))) апробированная =) Кому будет интересно, обращайтесь в июле...там будет ещё несколько примерных конспектов =)

Безменова Ирина: Интересная статья (особено для начинающих). Спасибо автору!!!

Лена Волгина: Спасибо, Анастасия, за проделанную работу и грамотное изложение изученного материала и исследований. Удачи в дальнейшем труде!

Натка: Спасибо за статью, очень интересная!!!!!!!!!!!!!

Ниночка: Интересная статья!тема актуальна!проделана огромная работа.молодцы!

marya_3010: Очень хорошая статья!

Роза: Спасибо за статью. Это как раз относится к моей теме по самообразованию

Чирика: Очень интересная статья,а главное находящая своё отражение на практике.Спасибо большое за труд )

Регина: Мне очень понравилась Ваша статья, Анастасия. На самом деле все очень доступно написано. Успехов Вам!

Аристова Иветта: Спасибо за статью,очень интересная!Тема актуальна и интересна.

Аристова Иветта: Проблема затронутая в статье очень актуальна. Мне понравилось как автор раскрыл проблему. Спасибо.

Анастаси: Спасибо большое за статью. Очень понравилась. Узнала из статьи что-то новое.

Ольчик: Мне понравилось статья. Эти нарушения у детей с ОНР часто встречаются, но на мой взгляд мало изучены. И литературы, где можно найти подробное описание этой проблемы мало. Автор проделала большую работу, тема сложная. Я желаю вам успехов в вашей научной деятельности.



полная версия страницы